Михаил Петрович Соколов
официальный сайт
Вдох-выдох
Как уроженка Германии попала в негритянское гетто

                                                                                                                       2007-01-22
/ Елена Семенова


Губная гармоника не всегда умещалась в ладонях музыканта.

Миниатюрная, с виду игрушечная губная гармоника на самом деле является близкой родственницей громадных органов, величавыми звуками которых полнятся католические храмы. В основе работы
Фото Евгения Зуева (НГ-фото) 
губной гармоники лежит тот же принцип – вибрация воздушной струи внутри корпуса. Прообраз губной гармоники завезли в Европу из Китая в середине XVIII века. Он представлял собой 17 соединенных вместе разнокалиберных бамбуковых трубочек с медными язычками. Трубки крепились по кругу к металлическому корпусу, воздух поступал через особый мундштук.
В Европе создателем губной гармошки считают немецкого часовщика Христиана Фридриха Людвига Бушмана. В 1821 году он сконструировал инструмент под названием «аура». Это была незамысловатая металлическая пластина с 15 прорезями, в них – стальные язычки. Гармошка выдавала хроматический порядок нот, которые звучали только на выдохе. По иронии судьбы, новинка не была в полном смысле инструментом: автор наделил ауру всего лишь функцией камертона. Вдохновленный находкой Бушмана, немецкий мастер Христиан Месснер создал свой вариант – «мундэолина», а англичанин Чарльз Уитстоун предложил модель органчика с кнопочной клавиатурой.

Кузина аккордеона
Еще дальше в усовершенствовании гармоники пошел конструктор из Богемии – Рихтер. В 1826 году он соорудил инструмент, где пластина с десятью отверстиями и двадцатью язычками была заключена в кедровый корпус. Теперь гармошка звучала на вдох и на выдох. Принцип ее действия частично, но не совсем походил на то, как действуют ручные гармоники. Видимо, поэтому инструмент окрестили Mundharmonika (нем. – губная гармоника). Изобретение Рихтера было хорошо еще и тем, что имело диатонический звукоряд, который позже стал европейским стандартом.
Звезда прекрасных прерий
К середине XIX века в Европе производство губных гармоник заметно увеличилось, и львиная его доля пришлась на Германию. В 1857 году в городке Троссингене родилась крупнейшая фирма Матиаса Хонера. Только за первый год ее существования фирма выпустила более пяти сотен инструментов. Помимо исключительной трудоспособности, Хонер был редким дельцом. Он сделал все для того, чтобы гармоника обрела эмоциональную выразительность и ее удобно было транспортировать, благодаря чему во второй половине XIX века губная гармошка попала в Новый свет и стала невероятно популярна.

Гармоника на цепочке
Войны и катаклизмы XX века, как ни странно, сыграли распространению инструмента на руку: гармошка «пошла по миру». Для немецких солдат фирма «Hohner» выпускала модель «Kaiser Wilhelm», для английских вояк – «King George» и, конечно же, «La Marseillaise» — для французов. Для тех, кто не любит оттягивать карманы лишними вещами или вообще этих самых карманов не имеет, в Америке придумали особую конструкцию – гармоника на цепочке. В 1920-х годах в США появились первые звукозаписи гармоники, а в 1930–1940-х годах, благодаря бесконечным миграциям жителей, инструмент
«оккупировал» всю территорию Соединенных Штатов.

Арфа для рок-н-ролла
Маленький и удобный харп (англ. «harp» – арфа) пленил не только лихих ковбоев, но и с ходу покорил сердца молодых жителей черных гетто. Его звуки, с помощью которых можно так удачно выразить смех, слезы, радость и тоску, идеально вписались в канву блюзового фольклора. Вскоре такие музыканты с юга, как Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор, стали играть на губной гармошке через усилитель звука. Новшество прозвали «миссисипский саксофон» (на сленге так называют и саму губную гармошку). Набрали силу музыкальные ансамбли, в которых гармоника была отнюдь не на вторых ролях, а могла задавать сумасшедшее заводное соло. Ну а 1960-е показали миру, что в ее власти не только кантри, фолк, джаз и блюз. Зарождающийся рок-н-ролл сделал губную гармонику одной из своих фавориток, и та до сих пор ему отвечает взаимностью.
Губки в трубки
Чтобы научиться виртуозно целоваться, надо освоить игру на губной гармошке

                                                                                                                                                    
             2007-01-22 / Елена Семенова

   З
накомая всем губная гармоника – универсальный музыкальный инструмент, позволяющий играть в любом стиле – от кантри и блюза до рока и классики. Гармоника относительно недорога, доступна и компактна. Кроме того, как утверждают опытные харперы (музыканты, играющие на губной гармонике), чтобы освоить игру на ней, не нужно забивать голову музыкальной теорией, как для фортепиано и гитары.

Трофейная игрушка
  Если на Западе губная гармоника уверенно заняла свое место на музыкальной сцене еще в 1930-х годах, то у нас долгое время она воспринималась скорее как некий забавный артефакт, трофейная игрушка. Всерьез ее начали воспринимать только в середине 1990-х, и заслуга эта целиком принадлежит музыканту Михаилу Соколову, более известному как Петрович. Именно этот человек-легенда российского блюза в 1996 году показал возможности харпа широкой публике.

  История началась четырнадцать лет назад. Михаил Соколов к тому времени уже четверть века проработал ударником в таких коллективах, как «Удачное приобретение», «Второе дыхание», «Машина времени». Все это время его не оставляла идея, что в ансамбле должен быть гармошечник. Годы шли, а он не появлялся. Тогда Петрович сказал себе: «Была – не была!» и попросил друга привезти ему из Германии гармонику.
Осень патриарха
Сейчас Петрович выглядит совершенным музыкальным патриархом: черная шляпа с загнутыми полями, окладистая седая борода, в сложенных домиком ладонях – неизменная губная гармошка. Когда от затяжного, задиристого соло музыкант переходит к вокалу либо перкуссии, ему помогает самодельный микрофон для гармоники из диспенсера для жидкого мыла: с помощью кольца из чайной ложки музыкант подвешивает его на палец. Есть и такой эксклюзив, как микрофон из фары «Харлея».
В перерыве Петрович, как блюз-сказочник, распахивает чемоданчик. В ячейках не две-три, а целых сорок губных гармоник. В глубине поблескивают никелем диатонические и хроматические «Hohner», «Lee Oskar» и «Hering». Для удобства музыкант соскреб с некоторых краску: полированный инструмент приятнее для рук. Впрочем, этот чемоданчик – лишь вершина айсберга. Мастерская Соколова сплошь забита гармониками. Одно время Петрович сам их мастерил и даже придумал ноу-хау. Переклепав язычки обычного харпа и подобрав их по тону, он изобрел китайский пятизвук. По словам музыканта, в России никогда не было своего промышленного производства губных гармоник: наши харперы в основном играют на моделях из Германии, США, Бразилии, Китая и Японии.

Харп выходит из тени
До поры до времени Соколов тихонько поигрывал на джемах. Во время одной из встреч публика оценила успехи харпера, который скромно спрятался за пианино.
Одновременно с ним начали играть на гармонике такие музыканты, как Алик Микоян и Роман Гегарт. Позднее достиг успехов Александр Братецкий, прошедший школу английского мэтра Стива Бейкера. Харпом увлекся известный музыкант и исполнитель Михаил Владимиров: с 2005 года он дважды в неделю ведет класс губной гармоники в Московском колледже импровизационной музыки. Активно выступают заводной музыкант группы «Станция Мир» Владимир Кожекин, Сергей Сорокин, виртуоз игры на хроматической гармошке из Петербурга Максим Некрасов. Благодаря всем этим людям в Москве уже девять лет проходят харп-фестивали.
Настоящая же Мекка харперов – немецкий городок Троссинген, где расположена штаб-квартира фирмы Хонеров – европейских пионеров харпостроения – и Троссингенская консерватория губной гармоники. Ежегодно там проводят Международный фестиваль игры на губной гармонике. Помимо активно поддерживаемого в этой среде культа харпа Хонеры давно держат кулачки за выведение губной гармоники на уровень консерваторской классики.
На фестивале в Троссингене выступают лощеные фрачники, например, секстет «Harmonicamento» из Германии – детище президента Всемирной ассоциации губной гармоники Герхарда Мюллера, и профессор Троссингенской консерватории Ясуо Ватами.

Кипяченый харп
Освоить губную гармошку можно самому, вооружившись самоучителем: руководства для этого есть на сетевых ресурсах. Однако чуткий контроль не помешает: многие харперы охотно дают частные уроки, а в МКИМ у Михаила Владимирова есть даже бесплатные ознакомительные занятия. При выборе гармоники знатоки не советуют покупать дорогие модели. Новичок вряд ли почувствует разницу, а неумелое обращение приведет к расшатыванию язычков. Не советуют покупать и китайскую дешевку. Лучше остановиться на несложной диатонической гармошке с 10 отверстиями. Сомнения по поводу материала корпуса в 1997 году развеял эксперимент Верна Смита: аудитория, которой предложили на слух определить, из чего сделан корпус гармоники, не нашла никакой разницы. Здесь важнее соображения ухода: деревянный харп разбухает от влажности и трескается от жары, у пластика этих проблем нет – его можно мыть, хотя кипятить все же не стоит.
Цены на харпы колеблются от 15–20 долларов за простенькую модель для начинающих до 250–300 за раритеты. Самая дорогая из общедоступных – особая хроматическая гармоника «Meisterklasse» фирмы «Hohner» созданная в конце 1990-х специально для исполнения классической музыки (примерно 500 долларов). В целом производители не заинтересованы в выпуске долговечных инструментов. Средний срок службы харпа – пять лет, после начинают возникать проблемы, например выпадение язычков. Бывают жуткие, когда оторвавшийся язычок попал прямо в гортань. Хорошо, что удалось вовремя прокашляться.

Зарядка для языка
Научиться играть на гармонике проще, чем на тромбоне, и все же не стоит обольщаться. Помимо слуха и чувства ритма, времени, терпения и настойчивости понадобится умение дышать не легкими, а диафрагмой. Важную роль играет мышечная память губ и языка. Важные подручные средства – зеркало и магнитофон. Магнитофон поможет услышать звуки со стороны. С помощью зеркала будет идти борьба за вертикальную форму губ, необходимую для извлечения ноты. Зеркало позволит следить за тем, чтобы во время перехода от одного отверстия к другому игрец перемещал гармонику, а не голову. Труден лишь первый шаг. Только для извлечения одной ноты есть целых три способа. Самый простой – сворачивание губ трубочкой. Во втором идет в дело язык: закрыв им несколько отверстий, нужно одно оставить свободным. Третий же способ осилят далеко не все – для этого язык придется свернуть в трубочку. Неспроста ведь говорят, что харперы целуются лучше всех на свете.