Михаил Петрович Соколов
официальный сайт
  Интервью с Михаилом Петровичем Соколовым

                                                                                                                                                                                 Василий Ильин
MUSIC BOX: Миша, в каком году ты впервые вышел на сцену?

МИХАИЛ СОКОЛОВ: Это было в начале семидесятых, когда я познакомился с Володей Матецким и была образована группа, исполнявшая тяжелую музыку, - ХАРАКИРИ. Дебютировал я, кстати, в качестве барабанщика. Репетиции проходили в клубе Культуры и Техники - напротив Пушкинского музея. Вскоре нас оттуда выгнали, и некоторое время я слонялся без дела. Затем меня пригласили в группу УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ, куда позже пришел и Матецкий в качестве бас-гитариста. В этом составе - Матецкий, Белов, Соколов - мы играли приблизительно 12 лет. В какой-то период к нам примкнул Алик Микоян на губной гармонике, потом Алик Гусейнов на саксофоне.
МВ: Миша, как ты пришел к губной гармонике и как осваивал игру на ней?
МС: Мне приходилось играть разную музыку, - я работал в кабаке, в цирке, на эстраде, делал записи с Давидом Федоровичем Тухмановым, но периодически все время возвращался к блюзу. Мне всегда хотелось, чтобы в группе был человек, умеющий играть на губной гармонике. Наконец я уговорил своего друга, и он привез мне из Германии сразу целый комплект губных гармоник и даже школу игры на ней. А поскольку в голове у меня постоянно звучали типичные блюзовые фразы, оказалось, что научиться их воспроизводить на губной гармонике не так уж и сложно. Не бросая барабанов, я постепенно набирал силу в игре на губной гармонике, стараясь участвовать в различных джемах, где это было возможно. Первый мой настоящий дебют как губного гармониста состоялся в группе STAINLESS BLUES BAND, которую мы организовали с Борей Булкиным. Это было 8 лет назад. А затем появился коллектив BLUES HAMMER BAND, с этим составом у меня состоялось много интересных творческих поездок. Были поездки на фестиваль в Троссинген, в Германию. Там вообще существует культ губной гармоники, и не только в блюзовой ипостаси. Один раз я даже слышал «Танец с саблями» Хачатуряна в исполнении трех губных гармонистов. Закрыв глаза, можно было сказать, что это играет один аккордеонист.

МВ: Инструменты каких фирм ты считаешь для себя наиболее подходящими?

МС: На первом месте, конечно же, Hohner. Раньше я отдавал предпочтение инструментам фирмы Lee Oskar, но оказалось, что они трудны в ремонте. Самой качественной моделью является Meisterklasse с металлической декой. Из инструментов с деревянной декой неплохая модель -Marine Band, а из недорогих пластиковых - Big River. Стив Бейкер (Steve Baker), например, играет исключительно на Big River.

МВ: Какой комплект гармоник ты считаешь наиболее полноценным для исполнительской работы?

МС: В идеальном случае - двенадцать, по количеству тональностей, - это связано, в основном, с перестройками гитары, но обычно на концерте используется меньшее количество. Каждая гармоника позволяет нормально играть в четырех тональностях - двух мажорных и двух минорных.

МВ: Кого ты считаешь своими кумирами среди исполнителей на губной гармонике?

МС: Кого-то одного назвать не могу, есть масса прекрасных музыкантов, у меня очень большая коллекция записей. Я бы выделил Джуниора Уэллса (Junior Wells), Шуга Блю (Sugar Blue), Джеймса Коттона (James Cotton), Джерри Портного (Jerry Portnoy). Среди молодых блюзменов также есть много очень техничных музыкантов, в частности Little John Chrisley.

МВ: Есть ли у тебя любимый состав инструментов, с кото рыми ты чувствуешь себя наиболее уютно?

МС: Мой излюбленный состав - квартет: барабаны, бас, гитара, губная гармоника. В таком составе музыкальная ткань наиболее прозрачна и читаема. Мы пробовали вводить в состав клавишника или второго гитариста - сразу появлялось ощущение тесноты и кашеобразности в звучании. Но, с другой стороны, мне хочется иногда поиграть в настоящем блюзовом бэнде с развитой духовой секцией, хотя, с финансовой точки зрения, собрать такой состав в наше время очень сложно.
МВ: Расскажи, пожалуйста, о наиболее интересных поездках с твоим составом. Как относятся за границей к российским блюзменам, принимают ли их всерьез?

МС: У нас была очень интересная поездка в Хорватию, где мы выступали в джазовом клубе «B.P.Club», в котором играли такие звезды, как Джо Пасс (Joe Pass), Тутс Телеманс (Toots Thielemans). К российским музыкантам относятся очень хорошо. Меня представили известному французскому губному гармонисту Жан-Жаку Мильто (Jean - Jacques Milteau), который является одним из самых техничных в Европе, и он воскликнул: «Блюзовый музыкант из России? Разве это возможно?»

МВ: Меняется ли в России с годами отношение к блюзу? Становится ли он более популярным?

МС: Я считаю, наш жанр до сих пор не избалован популярностью. Видимо, это связано с тем, что у нас английский язык распространен не достаточно широко. В тех странах, где английский является равноправным наряду с остальными языками -прежде всего в европейских странах -блюз наиболее популярен. Пожалуй, исключение составляют Франция, где слушают, в основном, собственную национальную музыку, а также Греция Италия.

МВ: Ты считаешь блюз серьезным или легким жанром, трагичным или оптимистичным?

МС: При всей своей глубине - блюз, безусловно, оптимистичен. Мы вообще играем совсем немного чисто минорных блюзов.

МВ: Как ты относишься к изречению: «блюз - это когда хорошему человеку плохо»?

МС: Да, что-то в этом есть. Я часто задумывался над тем, что плохой человек не может быть хорошим музыкантом. Блюз дает огромный стимул к импровизации, а импровизация - к творчеству, самовыражению, сильным чувствам, а на это способен только искренний человек.

МВ: Как ты воспринимаешь попытки наших музыкантов создавать блюзовую музыку на русском языке?

МС: Не могу сказать, что это в принципе безнадежная идея, но то, что получается, мне не нравится.

МВ: Ты считаешь гармонику инструментом солирующим, аккомпанирующим или универсальным?

МС: Губная гармоника - инструмент универсальный. А солировать или не солировать - это вопрос, относящийся больше к энергетике музыканта, его способности самоутверждаться на сцене.

МВ: Существует ли у нас в стране школа обучения игре на губной гармонике?

МС: Наработанной структуры и системы обучения у нас не существует. У меня есть друг Рома Гегарт, который дает уроки игры. Кроме того, у нас проводится уже пятый фестиваль, организуемый Володей Кажекиным. А вообще, я замечаю, что интерес к инструменту есть. Иногда бывает так, ждешь поставки каких-нибудь инструментов в компании Слами, не успеваешь вовремя их купить и вдруг смотришь -а их уже раскупили.

МВ: Считаешь ли ты, что основные шедевры блюзовой классики уже написаны? Есть ли перспективы у блюзовой музыки, и в каком направлении она может развиваться?

МС: Блюз постоянно развивается. Если взять, например, более поздний по отношению к блюзу хард-рок, то он весь пропитан блюзом. Такие группы, как GRAND FUNK и LED ZEPPELIN вообще иногда исполняют конкретные блюзовые стандарты. Периоды спада и подъема интереса к блюзу происходят, на мой взгляд, волнами. Иногда блюз переживает «revival», как бы возрождение интереса к нему.

МВ: Считаешь ли ты, что истинный блюзмен должен вести определенный образ жизни?

МС: Свой образ жизни, конечно, у нас существует, но это не означает, что каждый блюзмен непременно должен быть законченным алкоголиком, бабником и кандидатом за решетку. Я, например, вполне добропорядочный семьянин, хотя я тоже пережил периоды дружбы со стаканом.

МВ: Различаются ли, на твой взгляд, подходы к артисту в российском и западном шоу-бизнесе?

МС: Сегодня я думаю, уже нет. Если артист вызывает интерес у публики, если он состоялся как музыкант или шоумен, то он будет вызывать интерес и у менеджеров, и у продюсеров.
Подошло время второго отделения, и Петрович, извинившись, поспешил на сцену. Я с удовольствием пошел слушать их выступление. В зале собралась разношерстная публика, но при первых аккордах БЛЮЗМЭЙКЕРС, люди оторвались от своих бесед я закусок и живо аплодировали после каждой песни. Петрович объявляет: «А сейчас мы исполним произведение Эла Купера (Al Cooper). Краткий перевод песни: «Я на Алабаме, пистолет в кармане...»